Маркировка рельсов необходима для идентификации их характеристик и свидетельствует о соответствии стандартам.
Вот основные элементы маркировки рельсов:
Тип рельса: Первая цифра или буква в маркировке указывает на тип рельса.
Вес на единицу длины: Следующая цифра показывает вес рельса на единицу длины в килограммах.
Длина рельса: Последующие цифры указывают на длину рельса в метрах.
Год выпуска: Последние две цифры маркировки обозначают год выпуска рельса.
Кроме того, рельсы могут иметь дополнительные обозначения, относящиеся к их химическому составу, методу обработки, классу прочности и другим важным параметрам.
Эти данные помогают при выборе рельсов для конкретных условий эксплуатации и обеспечивают безопасность железнодорожного транспорта.
Что означает буква Р на рельсах?
Буква "Р" на рельсах обозначает тип рельса, предназначенного для железнодорожного магистрального и промышленного транспорта.
В зависимости от назначения существуют такие типы рельсов, как:
Рудничные (Р33, Р38, Р43) — используются в подземных шахтах.
Ширококолейные (РП50, Р65, Р75) — применяются на производственных предприятиях и для стрелочных переводов.
Узкоколейные (Р8, Р11, Р18, Р24) — для укладки путей с узкой колеей.
Цифра в типе рельс, таких как Р75, Р65, Р50, указывает на массу рельса на погонный метр.
Например, рельсы типа Р65 весят приблизительно 65 кг на метр.
Однако это общепринятое обозначение, и фактический вес может немного отличаться.
Для рельсов Р65 точная масса погонного метра составляет 64,72 кг.
Эти рельсы являются линейными конструкциями двутаврового поперечного сечения и используются в железнодорожной сети для восприятия нагрузок от подвижного состава и их передачи на шпалы.
Различные типы рельсов применяются для укладки звеньевого и бесстыкового пути широкой колеи, а также при создании стрелочных переводов.
Конструкция и размеры рельсов, включая Р65, регламентированы ГОСТ Р 8161-75, который устанавливает параметры как закаленных, так и незакаленных рельсов данного типа.
Важно отметить, что каждый элемент конструкции рельса, включая радиусы закругления и уклоны, специально подобраны для создания оптимальных условий взаимодействия с подвижным составом.
Почему рельсы изготавливают из стали, а не из чугуна?
Рельсы изготавливают из стали, а не из чугуна по нескольким причинам:
Прочность и износостойкость: Сталь обладает высокой прочностью и износостойкостью, что крайне важно для рельс, испытывающих огромные нагрузки и постоянное трение от проезжающих по ним поездов.
Технология производства: Стальные рельсы получаются прокаткой на прокатном стане, а чугун не подходит для такого процесса из-за своей хрупкости и склонности к раскалыванию.
Историческое развитие: Изначально рельсы делали из дерева, затем из чугуна, но с освоением технологии пудлингования и удешевлением железа, начали использовать сталь, которая прочнее и долговечнее.
Экономическая эффективность: Со временем сталь стала основным материалом для производства рельс благодаря своей экономической выгоде и доступности, возможности массового производства бессемеровской стали.
Сталь является предпочтительным материалом для изготовления рельс благодаря своим физическим свойствам, технологической пригодности и экономической эффективности. Чугун, хотя и использовался в прошлом, не соответствует современным требованиям к железнодорожным путям.